Решил познакомить вас с исконно скандинавскими праздниками. http://nentis.itersuum.ru/nordika/pagan_calendar.html
Календарь в скандинавских странах делил год на два основных сезона - зиму и лето, что связано с северным положением этих территорий. Лето знаменовалось длинными днями и белыми ночами, а зима - короткими днями и длинными ночами. Зима начиналась в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по старому стилю).
В языческие времена Скандинавия безусловно праздновала свои сезонные и религиозные праздники, но дошедшая до нас об этом информация чрезвычайно скупа. И мы собираем ее все по тем же исландским сагам. (При этом стоит учитывать, что праздники в Исландии могли быть несколько иными, нежели на самом Скандинавском полуострове.)
Поскольку же именно исландские источники, порядки и обычаи обычно берутся за образец в современном неоязычестве, то поговорим вначале о них. Общеизвестными древними праздниками являются:
· Ветрнэтр ("зимние ночи") - первые зимние ночи (по исл. календарю), то есть праздник начала зимы. Вернее, эти самые ночи перед началом зимы в субботу 21-27 октября.
· Йоль - праздник середины зимы. Главное языческое празднество. Позже отождествилось с Рождеством 6-9 января.
· Сумарблот ("летнее жертвоприношение") - возможно первый день лета. Тогда это четверг между 19 и 25 апреля (по ст. стилю 9-15 апреля).
· Мидсумар ("середина лета") - летнее солнцестояние, самый длинный день в году.
· Альтинг - время, когда съезжались на всеисландский тинг, народное собрание, вече, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы. Альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 г. на неделю раньше. Альтинг совпадал с неделей "середины лета".
Упоминается в сагах еще "дисаблот" ("жертвоприношение дисам") - когда оно производилось - неизвестно. Вполне вероятно, что это было обычной ритуальной частью разных религиозных праздников.
Общепринятыми современными языческими праздниками, дополнительно ко всем вышеперечисленным являются:
· Торри или праздник Донара (Тора) в конце января.
· Праздник дис в начале февраля.
· Майский день. 1 мая, начиная с ночи. Это Вальпургиева ночь конетинентальных германцев и общепринятый праздник всех язычников.
· Сигблот ("почитание победы"), упоминаемое Снорри Стурлуссоном. Полагают, что это тот же праздник, который у англо-саксов назывался Остара, приходящийся на весеннее равноденствие. Сейчас это 21 - 23 марта.
· Фрейфакси или Хлебный праздник (1 августа).
Таким образом современные язычники дополняют уже известные исландские праздники общепринятыми европейскими: на начало февраля (2 февраля) у язычников кельтских традиций приходится Имбольк, 1 мая - Бельтайн, Остара - весеннее равноденствие, 1 августа - Лугнасад.
Праздник Торри - это до сих пор празднуемый в Исландии народный праздник, "день бондов", в наши дни празднуемый как "день мужчин" (аналог 23 февраля, только мужчины славятся как "крестьяне", а не "воины"). В современной Исландии существуют и другие народные праздники, не связанные ни с язычеством, ни с христианством. Это довольно поздно введенный "день женщин", "встреча Солнца", день Локи, "собачьи дни".
20 июня и 23 декабря, то есть практически в дни летнего и зимнего солнцестояний празднуются дни Торлака [2], соответственно летний Торлак и зимний Торлак. Торлак был христианским епископом и последняя дата является датой его смерти, а первая - датой перенесения его останков в храм. Хотя эти даты приблизительно совпадают с датой солнцестояний, следует отметить, что во времена епипскопа Торлака летнее солнцестояние приходилось приблизительно на 15 июня, а зимнее где-то на 15 декабря.
Очень интересный вопрос: имеют ли праздники отношение к магии... Не знаю, как насчёт скандинавских, но славянские праздники и магия неразрывно связаны. Возьмите простенький пример: крещение. Что делали в каждой крестьянской семье? Ставили снегом крестики на овине, чтобы скот не болел=). Простейшее магическое действие. А Семик-завивание берёзки? А Иван Купала? А выпечка птичек из теста? Да куда ни посмотри, одна магия! )))